Детский фестиваль искусств «Январские вечера» – уникальный творческий и просветительский проект, организованный Московской специальной музыкальной школой им. Гнесиных для детей: музыкантов, художников, артистов.

В 2024 году московская программа фестиваля длилась с 21 января по 4 февраля – шесть мероприятий прошли в Концертном зале Зарядье, Школе акварели Сергея Андрияки, школе «Интеграл» и МССМШ имени Гнесиных. Традиционно первым стала музыкально-литературная композиция на основе детской сказки.

«В этом году мы посвятили фестиваль 150-летию со дня рождения Елены Гнесиной — выдающегося педагога, основательницы музыкальных учебных заведений имени Гнесиных, в том числе и нашей школы. Открытие было динамичным, энергичным, зажигательным», — рассказал художественный руководитель фестиваля, директор МССМШ имени Гнесиных Михаил Хохлов.

Сюжет — сказка «Городок в табакерке» написанная почти 200 лет назад выдающимся деятелем русской культуры XIX века, писателем, философом, музыкальный критиком и популяризатором наук Владимиром Фёдоровичем Одоевским. В 2024 году отмечается 220-летие со дня его рождения. Народная артистка России, популярная актриса театра и кино Юлия Рутберг прочитала историю о приключениях мальчика Миши, который попал в фантастический городок в музыкальной табакерке.

«Одоевский золотой век литературы. Я очень рада, что дети узнают эту историю не назидательным способом, а с помощью подключения таких сил как музыка, слово, вокал», — поделилась Юлия Рутберг.

Сказка прозвучала в сопровождении оркестра «Гнесинские виртуозы» (дирижер – Михаил Хохлов) с участием певицы Марии Кац и Детского музыкального театра «Солнечный ГНОМ» ДМШ при МССМШ им. Гнесиных (солист – Ираклий Размадзе). Красочный видеоряд из более чем 700 рисунков, созданных детьми-художниками из разных городов России, помог «оживить» персонажей сказки. Дополнила палитру образов музыка Ж.-Б. Люлли, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, А. Лядова, В. Ребикова, С. Уандера, Дж. Леннона и Ш. Ковач.

 «Потрясающе, что не только классические музыкальные произведения исполнены в этой сказке, но еще и изумительная музыка, которая покорила весь мир: это Стиви Уандер, Битлз. Мне кажется, что так у детей будет полнее палитра образов, метафор, а ведь дети запоминают именно то, что образно», — рассказала Юлия Рутберг.

Вторым мероприятием фестиваля стала творческая мастерская «Рисуем музыку». Двери Школы акварели Сергея Андреяки были открыты для всех детей, желающих попробовать себя в роли художника и запечатлеть в своих картинах музыку.

Ученики МССМШ им. Гнесиных рассказывали о том, какие образы в исполняемой музыке видят сами, а юные художники из ДШИ и ДХШ г. Москвы запечатлели в эскизах образы, возникшие от услышанного. Работы можно увидеть всем желающим на виртуальной выставке.

Творческая лаборатория «Ритм-театр» (художественный руководитель — Е.К. Романова) к юбилею основательницы гнесинских учебных заведений Елены Гнесиной представила свой рассказ о ее истории, основываясь на письмах и воспоминаниях. Чтобы участникам было интереснее, решено было сделать игровой спектакль, где играют не конкретных персонажей, а текст письма или мемуаров.     

«Основная идея — оживить несколько «мумифицированный» образ Елены Фабиановны, портрет которой мы видим над нашей парадной лестницей в школе. Всем кажется, что это пожилая женщина, которая все время трудится. Она взращивает таланты, растит учебные заведения. Но при этом забывают, что она была юной девочкой, которая училась, влюблялась, прыгала и бегала, как и все девочки. Это мы и хотели показать, приблизив ее образ к современным школьникам», — рассказала художественный руководитель творческой лаборатории Елена Романова.

Спектакль «Елена Гнесина. Начало» дополнили пластические зарисовки «Русские волшебные сказки» на музыку Н. Сидельникова. «Мы решили познакомить ребят с новой музыкой. Чтобы они ощутили на собственном теле необыкновенную музыкальную палитру композитора Николая Сидельникова. Главная мысль передать волшебство. Ребятам это близко. Они любят хоррор. А мне было очень интересно с ними работать», — дополнила Елена Романова.

2 и 3 февраля состоялась премьера спектакля «Ёлочкин сон» — знакового музыкального произведения для Гнесинской школы. В 1911 году композитор Александр Гречанинов создал рождественскую «пьесу с пением» «Елочкин сон» на слова Н. Доломановой по просьбе Елены Фабиановны Гнесиной, для детского хора в школе сестер Гнесиных. Изящное, образное, полное художественной грации камерное представление показал Детский музыкальный театр «Солнечный ГНОМ» (художественный руководитель — Карлен Кардашян).

Исполнение дополнили трогательные воспоминания Г.К. Смирновой — одной из воспитанниц гнесинских учебных заведений.

«Мы решили соединить историю ёлочки с воспоминаниями о Елене Гнесиной ее ученицы — Галины Смирновой. Она всегда мечтала играть на фортепиано, учиться музыке и, несмотря на все трудности, смогла прийти к своей мечте, став ученицей школы Гнесиных.

Опера «Ёлочкин сон» тоже рассказывает про исполнение мечты. По сюжету маленькая ёлочка хочет попасть к детям на праздник, чтобы порадовать всех и поздравить их с Новым годом. Мы нашли в этом некий символизм. Дети потрясающе талантливые. Но больше всего мне нравится в них то, что перед выступлением они собираются, концентрируются и выдают в полную силу все то, что готовили на репетициях», — рассказал художественный руководитель и режиссер театра Карлен Кардашян.

Нестандартный формат для академического концерта — главная изюминка Гала-концерта фестиваля. На сцене звучат выступления юных музыкантов, уже блестящих виртуозов – лауреатов Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик». Это один из самых престижных конкурсов для юных музыкантов. Благодаря прямым телевизионным эфирам и онлайн-трансляциям конкурса, его участники получают многомиллионную аудиторию, известность и признание публики. «Участники концерта очень здорово выступили. Это серьезно, это профессионально, это талантливо», — отметил модератор концерта Михаил Хохлов.

В зрительном зале — много горящих глаз их ровесников, желающих задать вопросы, порой каверзные, стирая границу между сценой и залом. Юных зрителей интересовали не только «сколько занимается в день музыкант» и «как он выбрал свой инструмент», но и то, о чем ребята мечтают и какие образы представляются им во время исполнения. Некоторые обеспокоено интересовались, не кончается ли дыхание у играющих на духовых инструментах, и переживали, не тяжело ли носить виолончель. Особенно пытливые выходили на сцену, чтобы строго проверить — играют ли музыканты по нотам или на память.

Финальным аккордом фестиваля становится предложение, всегда вызывающее бурную реакцию аудитории, — создать большой шумовой оркестр и сыграть вместе с ансамблем ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных под началом Михаила Хохлова и преподавателя Школы им. Гнесиных Михаила Путкова.

«Это яркий праздник, яркая точка в конце фестиваля. Такое «правильное хулиганство» вызывает и у детей, и у взрослых эмоции неподдельной радости и счастья», — поделился автор идеи и художественный руководитель фестиваля «Январские вечера» Михаил Хохлов.

Организаторы благодарят всех участников и зрителей фестиваля!

До новых встреч в январе 2025!

Смотреть фотогалерею фестиваля в Москве.

Екатерина Ключникова