В огромной квартире легко заблудиться: комнаты, переходящие из одной в другую, обращены окнами в центр Москвы, и из них, как в стихотворении Михалкова, которое восьмилетняя Карина выучила совсем недавно, видна и Красная площадь, и собор Василия Блаженного, и если присмотреться, Большой театр, в котором она мечтает работать, когда вырастет.
— Карина, твой выход, — доносится откуда-то из дальних комнат. Девочка торопится в зал.
Для Карины Тер-Газарян, ученицы второго класса музыкальной школы имени Гнесиных, выступление в квартире Рихтера — первое светское мероприятие. Девочка собирается исполнить на фортепиано три этюда для воспитанников центра эстетического развития «Мусейон».
— Концерт «Дети рисуют музыку» — это продолжение легендарных декабрьских вечеров Святослава Рихтера, создававшихся как концерты в контексте художественной выставки в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, — объясняет Мария Бакун, заместитель директора школы имени Гнесиных. — А этот вечер — детский вариант концерта, когда юные музыканты исполняют произведения для своих ровесников, которые должны нарисовать образы, возникающие у них при прослушивании музыки.
Попасть на концерт могут не все желающие, а только те, у кого есть специальное приглашение — отличники и подающие надежды таланты.
И, понимая это, участники тщательно готовились к мероприятию. Так, девятиклассница Полина Тарасенко все утро репетировала свой концерт с тромбоном, добиваясь идеальной чистоты звука, а Карина — выбирала платье. Остановилась на белом с кружевной ленточкой: ей предстоит сыграть «Деда Мороза» Роберта Шумана, и у платья — важная миссия: оно должно стать подсказкой для художников.
Для Карины это не первое выступление перед публикой, поэтому она не слишком переживала. Окончив выступление, девочка увидела гордую улыбку педагога: значит, она справилась со своей задачей.
Прямая речь
Анна Вихрова, искусствовед, сотрудник ГМИИ им. Пушкина и куратор фестиваля искусств «Январские вечера»:
Мне очень нравится эта идея. В своих мастерских мы тоже включаем детям музыку, я им показываю, например, как изображали ее Кандинский, Пикассо. Мы смотрим работы и обсуждаем творчество, но такого живого контакта двух видов искусства, как во время фестиваля, конечно, сложно добиться. Очень интересно, что в момент рисования музыки на концерте «Январских вечеров» у ребят происходит взаимный энергообмен.
Виктория Филатова
ГАЗЕТА «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА», 01 Февраля 2016