За время проведения фестиваля (с 24 января по 1 февраля), созданного как продолжение знаменитых «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера», в разных точках России прошли просветительские концерты, ориентированные на детскую аудиторию. Среди участников – Москва, Свердловская область, Оренбург, Казань и Зеленодольск. Связующей нитью мероприятий стала главная тема «Январских вечеров» 2015 года – сказка «Двенадцать месяцев». Например, на открытии московской части фестиваля дети и взрослые с удовольствием познакомились с увлекательной литературно-музыкальной композицией по мотивам сказки: чтение текста актрисой Викторией Захаровой чередовалось с музыкой Чайковского, Шумана, Пьяццоллы и Дворжака в исполнении оркестра «Гнесинские виртуозы» и рок-певца Александра Висты, а на большом экране зрители смогли увидеть детские рисунки, вдохновленные сказкой и присланные из разных школ России. Многие авторы этих работ сами пришли на концерт и с радостью узнали свои рисунки на экране и в буклете фестиваля.
Позже в рамках «Январских вечеров» в Москве желающие побывали на спектакле уникальной московской творческой лаборатории «Ритм-театр», где юные гнесинцы под руководством Елены Романовой, внимательного педагога и талантливого режиссера, представили публике новую работу «Живой звук». Благодаря этой постановке впервые в программу фестиваля вошла поэзия – стихотворения Юрия Левитанского. Выразительная сценическая речь, музыка, живопись, а также интересные режиссерские находки полностью захватили внимание зала и заслужили бурные овации.
Третий московский концерт соединил музыку и живопись в реальном времени. Участники творческой мастерской Анны Вихровой (ГМИИ им. Пушкина, «Мусейон») рисовали под музыку в исполнении учащихся Гнесинки, а ведущая, Анна Занкова (МССМШ им. Гнесиных), всячески помогала маленьким художникам советами и подсказками.
На грандиозном гала-концерте фестиваля выступили молодые исполнители, лауреаты телевизионного конкурса «Щелкунчик». После каждого номера Михаил Сергеевич Хохлов, художественный руководитель фестиваля «Январские вечера», дал возможность зрителям задать исполнителю любые вопросы – невидимая «граница» между сценой и залом на время исчезла. В основном «журналистами» побывали дети, которые интересовались, каково это, играть на инструменте и как живут люди искусства: «Сколько лет ты учишься играть на этом инструменте?», «Сколько часов ты занимаешься в день?», «Кто твой любимый композитор?», «Чем ты еще любишь заниматься?». Среди самых оригинальных и не менее важных вопросов: «Сколько часов ты занимаешься по праздникам?», «Как ты столько выучила?».
Все участники концерта продемонстрировали удивительную виртуозную технику и глубокую выразительность, выбрав по-настоящему непростой репертуар. Блестяще справилась с сочинением Яна Кларка «Великая гонка поезда» флейтистка Ульяна Живицкая («Бронзовый Щелкунчик – 2012», МССМШ им. Гнесиных, преп. – О. Ю. Ивушейкова). Яркая звукоизобразительность, как, например, имитации несущегося поезда, сигналов машиниста – отличное «топливо» для работы воображения. Неслучайно это произведение вошло и в программу концерта «Рисуем музыку».
«Щелкунчики» сыграли на скрипке, фортепиано, флейте и маримбе. Среди победителей последнего телевизионного конкурса особенно хочется выделить пианиста Павла Мнацаканова – «Серебряного Щелкунчика – 2014», учащегося 7-го класса ДМШ Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (преп. – В. В. Пясецкий). Две сонаты Доменико Скарлатти в исполнении Павла прозвучали изысканно и нежно, а Фантазия на тему из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» композитора А. Розенблата покорила весь зал. Достойны восхищения прекрасная фразировка, единство целого и та легкость, с которой музыкант повелевал «океаном» пассажей и сложных гармоний.
Павел Мнацаканов – победитель не только «Щелкунчика», но и других международных конкурсов (например, Международного молодежного конкурса «Ночь в Мадриде»). Он согласился дать автору статьи небольшое интервью:
В зале ты рассказал, что занимаешься музыкой с пяти лет. Почему ты стал именно пианистом?
Моя мама – пианистка, она в то время заканчивала гнесинский колледж. Мне очень нравилось, как она играет, и самому захотелось попробовать. Так я и сделал, а потом родители заметили, как у меня хорошо получается и решили, что нужно заниматься профессионально с преподавателем.
Ты уже точно решил, что музыкант – твоя профессия на всю жизнь?
Да.
А почему ты сделал именно такой выбор?
В мире существует так много музыки разных композиторов, и я рад дать людям возможность услышать столько интересных сочинений.
Скажи, пожалуйста, как ты справляешься со сценическим волнением?
Обычно я волнуюсь перед выходом на сцену, но когда сажусь и начинаю играть, волнение уходит – я погружаюсь в музыку, сосредотачиваюсь, думаю о том, что нужно сделать.
Как бы ты описал это погружение в музыку?
Когда я слушаю, то представляю разных персонажей, а когда исполняю сам – стараюсь в виде линии целиком увидеть произведение по кусочкам, со всеми контрастами внутри.
Что бы ты посоветовал начинающим музыкантам во время их выступлений?
Нужно обязательно быть уверенным, что все хорошо выучено, выйти на сцену и получить удовольствие от игры.