Дорогие ребята!
Мы рады поделиться с вами результатами конкурса рисунков к сказке «Дюймовочка» XVдетского фестиваля искусств «Январские вечера».
В буклете фестиваля в галерее лучших работ опубликованы 105 рисунков художников из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Конаково, Казани, Оренбурга, Магнитогорска, Новосибирска, Югорска, Евпатории, поселков Черноисточинск и Белоярский Свердловской области и села Успенское Орловской области. Вместе с ребятами над рисунками работали преподаватели из 29 школ и художественных студий России.
СПИСОК ЛАУРЕАТОВ КОНКУРСА РИСУНКОВ К СКАЗКЕ «ДЮЙМОВОЧКА» (ОТКРЫТЬ СПИСОК)
Художники, фамилии которых указаны в списке, смогут получить буклет на открытии фестиваля 24 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА В МАЛОМ ЗАЛЕ «ЗАРЯДЬЕ». К буклету прилагается DVD-диск, на котором записана музыкально-литературная композиция «Дюймовочка» с видеорядом из детских рисунков.
Если вы не сможете посетить открытие фестиваля, свяжитесь с нами по адресу PRESSA@GNESINKA.COM и мы объясним вам, как забрать буклет.
Художественным оформлением буклета XV«Январских вечеров», как и в прошлом году, занимался художник Иван Лукьянов. По нашей просьбе он поделился впечатлениями о работе с детскими рисунками, а также рассказал секрет концепции буклета. Желаем вам приятного чтения!
«Идея оформления буклета XVфестиваля “Январские вечера” родилась случайно. Cнежным утром я проходил мимо цветочных ларьков, и меня поразил контраст розовых бутонов цветов и узора инея на стеклах. Тогда мне подумалось, что это очень точный цветовой образ для сказки «Дюймовочка» – сказки, наполненной летней жизнью, цветами и суматохой обитателей травы, сказки, рассказанной в дни рождественских праздников. Итак, розовый цвет лепестков и серебро инея стали доминирующим цветовым решением буклета.
Объединяющим моментом для шрифта и картинок послужил растительный орнамент в барочном стиле. Он превращает плоскость буклета то в витиеватые узоры инея, то в бурную растительность, наполненную насекомыми, то в музыкальную мелодию, звучащую на страницах буклета.
Изначально в буклет хотелось поместить орнамент из Лоджии Рафаэля в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Там по орнаменту прыгают белки, бегают крысы, летают бабочки. Но орнамент настолько красив и самодостаточен, что отторгает соседство с фотографиями, картинами и мероприятиями фестиваля. Посему я нашел графический орнамент и разыграл его в пространство сказки «Дюймовочка».
Три составляющие фестиваля «Январские вечера» – музыка, живопись, сказка или музыкальная живописная сказка. Сказка «Дюймовочка» погружает нас в микромир природы, открывает потаенный мир растений и насекомых. Поэт Арсений Тарковский написал как-то:
Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать
Я ловил соответствие звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зеленых ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка — слеза.
Жизнь предметов, цветов и насекомых раскрывается в сказочной повести о маленькой девочке Дюймовочке. Улитки, гусеницы, лягушки, кузнечики, птицы и рыбы встречаются на ее пути. Голландские художники XVIIвека пристально вглядывались в жизнь травы, внимательно подмечая неуловимые моменты микромира, постигая законы подобия бытия, удивляясь красоте и гармоничности всего живого. Так неожиданно в Голландии родился и расцвел жанр натюрморта.
На страницах буклета фестиваля «Январские вечера» перекликаются картины старых, маститых голландских мастеров и картины молодых художников России: мир природы с высоты жизненного опыта и мир сказки в фантазиях детей. Мы можем сравнить восприятие взрослых и детей, только начинающих свой творческий путь, выражающих искреннюю непосредственность и удивление красоте земного мира. В творческом самовыражении молодые художники равны старым мастерам, они передают свои мысли и переживания на бумагу также искренно и непосредственно. Интересен диалог художников, у каждого есть своя идея, своё неожиданное открытие.
Завораживают картины, написанные в мягких пастельных тонах, язык фресок старых храмов Руси, художников Андрея Рублева и Дионисия, когда темных красок и теней не существует, а весь мир наполнен лучистыми красками бытия (стр. 17). Яркая силуэтная живопись (стр. 16) напоминает язык живописи русских икон, когда пространство картины строится на цветных силуэтах.
В едином колорите выдержаны картины на странице 18. Мир зеленый, мир красный и синий. Единое цветовое пространство помогает передать настроение, и это очень созвучно музыке, которая записана на DVDдиске, приложенном к буклету. На стр.19 картины объединяет сказочный колорит фиолетово-сине-зеленый. Чувство волшебства разлито в воздухе. Оно завораживает и возвращает в детство.
Светотеневое пространство встречает нас на стр.21-22, 26. Сдержанное цветовое решение, графичность и аскетизм в цветовой передаче чувствуется в картинах на стр.26-27. Каждая картина неповторима и о каждой можно долго рассказывать. Чувствуется продуманность образов, молодые художники пережили сюжеты сказки в своей душе, за каждым рисунком чувствуется личность, характер художника. Композиция, колорит, ритм, пространство в каждой картине соединены в неповторимых пропорциях. Пир для глаз и ума. Так, наверное, рисовали голландские художники, когда были детьми.
Завершает буклет DVDдиск с музыкально-литературной композицией по мотивам сказки Х.К. Андерсена, в исполнении замечательного оркестра «Гнесинские виртуозы» под руководством Михаила Хохлова. А на обороте обложки с нами прощается художник … букетом цветов на фоне сказочного пейзажа, в котором растворилась Дюймовочка со своим принцем, нашими мечтами и тихой музыкой Моцарта, Вивальди и Гершвина».
Иван Лукьянов