29 ноября оркестр «Гнесинские виртуозы» под управлением Михаила Хохлова записал музыку для DVDв буклет детского фестиваля искусств «Январские вечера». Видеоряд DVDоснован на детских рисунках, которые юные художники из разных городов России создают специально для фестиваля.

«Январские вечера», созданные МССМШ им. Гнесиных в сотрудничестве с ГМИИ им. Пушкина, являются естественным продолжением знаменитых «Декабрьских вечеров» Святослава Рихтера, главная идея которых – не просто проведение концертов в залах музея и картинных галереях, а настоящее единство искусств, где музыка и живопись находятся в диалоге и органично дополняют друг друга. В «Январских вечерах» художниками становятся дети, которые каждый год специально рисуют иллюстрации к той или иной сказке. Запечатлеть картины, возникающие в воображении, юным творцам помогает музыка, подобранная к сказке. Звуковые иллюстрации каждый год записывает на DVDоркестр «Гнесинские виртуозы», а затем, на открытии фестиваля, исполняет эту музыку вживую.

Темой XIII«Январских вечеров» стала «Русалка» Х.К. Андерсена. Подготовка к фестивалю идет полным ходом: практически завершен конкурс детских рисунков, а «Гнесинские виртуозы» провели 7-часовую запись музыкальных иллюстраций к сказке. Художественный руководитель фестиваля и дирижер оркестра Михаил Хохлов рассказал о музыке, которая прозвучит на DVDи открытии фестиваля, о сложностях записи и тонкостях оркестровки.

Художественный руководитель детского фестиваля искусств «Январские вечера» Михаил Хохлов (фото: Юрий Калистратов)

М. Х.: «Записывать музыку на диск было непросто: многие участники оркестра делали это впервые. Играть на концерте и делать запись – это разные виды музыкального творчества и умения, поскольку на записи должны быть более филигранными и интонация, и ансамбль. Профессионализм у ребят всегда очень сильно возрастает после проведения записи диска, поэтому мы делаем это ежегодно.

Музыка для DVDи открытия XIII«Январских вечеров» была во многом выбрана из взрослого репертуара, например, Adagiettoиз VСимфонии Г. Малера, психологически сложный «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. Для детского коллектива эта музыка непростая – и технически, и по содержанию. Кроме того, для сказки я специально сделал оркестровку двух произведений, потому что не смог подобрать музыки, которая, с одной стороны, не была бы длинной по хронометражу, а с другой – отражала бы нужный образ. Русалочка, будучи морской жительницей, ассоциируется с водным пространством и образами, связанными с водой. В музыкальной литературе есть много сочинений подобной тематики. Но коротких произведений, которые можно было бы от начала до конца вписать в контекст «Русалочки», практически нет. Их можно найти среди фортепианной музыки, но мне не хотелось перемежать её с оркестровым звучанием.

На мой взгляд, есть два фортепианных произведения, отражающие нужный образ для характеристики самой русалки и той водной стихии, в которой она живет. Одно из них – более мечтательный и немного таинственный «Лунный свет» Дебюсси из «Бергамасской сюиты». Другое произведение звучит в финале сказки, когда русалка из пены морской превращается в воздух и исчезает на небе. Мне показалось, что здесь будет подходяще инструментовать одну из фортепианных прелюдий Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Может быть, по своей программе это не совсем «русалочья» музыка, но по образу, который возникает вместе с инструментовкой, она стала вполне подходящей: среди инструментов звучат арфа, колокольчики, вибрафон, треугольник. В конце прелюдии мелодия растворяется, словно дематериализуется. И у слушателя должно появиться ощущение, будто русалка действительно растворяется в воздушном пространстве.

Пьесы Дебюсси оказались довольно сложными по ансамблю, ведь написаны они для фортепиано. Все полифонические линии, которые прорастают в разных регистрах, параллельные аккорды, которые, конечно, нужно играть исключительно вместе – одному человеку их сыграть проще. Когда же всё разложено в оркестровой партитуре, сложность возрастает: музыка очень прозрачная, всё слышно. Пришлось хорошо потрудиться».