По сказке «Алиса в стране чудес»

Конкурс рисунков

Дорогие ребята!

Предлагаем вам принять участие в XI детском фестивале искусств «Январские вечера», который состоится в январе 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, и нарисовать рисунки для видеоряда, который будет показан на открытии фестиваля.

В этом году вы услышите и увидите литературно-музыкальную композицию по прославленной английской книге для детей – сказке английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Эта книга – одна из самых любимых детских сказок во всем мире. В англоязычных странах она занимает одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок. Она была написана 150 лет назад, в 1865 году. Кэрролл был также профессиональным математиком; в сказках он описал свои научные прозрения, предвосхитил многое из того, что стало достоянием науки спустя десятилетия.

Музыку к сказке написал современный российский композитор Александр Розенблат. В ней вы услышите фрагменты разных произведений композиторов прошлых эпох – А. Бородина, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ж. Бизе, Э. Грига, К. Дебюсси, И. Стравинского. Знакомые мелодии прозвучат в неожиданной, современной и оригинальной трактовке.

Прочитайте задание для рисования иллюстраций, послушайте музыку. Каждый из вас может принять участие в конкурсе — возраст участников не ограничен. Главное – ваше желание, увлеченность, творческий настрой. Авторам лучших работ будут вручены буклеты фестиваля с DVD-диском, созданным на материале детских рисунков.

Музыкально-литературная композиция состоит из 10 номеров. Вы можете нарисовать иллюстрации к одному, нескольким или ко всем номерам.

 

1. Интродукция, Выход Алисы.

Нарисуйте лето, берег реки, маргаритки. Изобразите сидящую с книжкой девочку, которую разморило от жары. Она думает, не нарвать ли цветов для венка? Конечно, сплести его было бы приятно, но стоит ли ради этого вставать?

Послушайте ласковую, нежную, задумчивую музыку – она поможет вам почувствовать образ главной героини сказки – Алисы.

 

2. Бег по кругу.

Нарисуйте кролика с красными глазами, в жилете с часами в кармане. Он внезапно промчался мимо Алисы, и удивленная девочка побежала за ним вслед. Кролик юркнул под изгородь и скрылся в норе. Алиса последовала за ним – и начала стремительно падать вниз, как будто в колодец. Она достигла дна и плюхнулась в лужу; вода доставала ей до подбородка.

Алиса огляделась и увидела по краям лужи мокрых зверьков и птиц: попугайчика Лори, птицу Додо, орленка Эдда, Робина Гуся. Надеясь просохнуть, все начинают бегать по кругу. После забега все получают от Алисы награды – цукаты из пакетика. Поднимается переполох: большие птицы глотают цукаты, не успев распробовать вкуса, а у маленьких они застревают в горле. Съев цукаты, птицы торопятся по домам.

 

3. Гусеница.

Нарисуйте следующее приключение Алисы. Среди травы и цветов она видит огромный круглый гриб, ростом с нее. На грибе Алиса видит большую синюю гусеницу, сидящую скрестив руки на груди и курящую кальян.

Гусеница разговаривает с Алисой медленно, будто в полусне. Она советует ей откусить от гриба с двух сторон:

– Откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься!

Алиса отломила с каждой стороны по кусочку, ела – и становилась то больше, то меньше.

 

4. Чаепитие. 

Изобразите и персонажей новой встречи Алисы. На полянке она видит маленький домик; около дома под деревом – накрытый стол. За столом сидят Мартовский заяц, Болванщик и Мышь-Соня между ними. Разговаривая, заяц и Болванщик облокачиваются на спящую мышь как на подушку. Для этой странной компании время остановилось – их часы все время показывают 6 часов, а это время чаепития. Поэтому эта троица постоянно пьет чай, даже не успевая помыть посуду.

 

5. Ребенок-Поросенок.  

Путешествие Алисы по стране чудес продолжается. Нарисуйте следующий его эпизод. Алиса входит в домик и видит, что в нем дым стоит столбом. Кухарка у печи склонилась над огромным котлом с супом. На колченогом табурете сидит Герцогиня и изо всех сил качает младенца.

– В этом супе слишком много перца! – подумала Алиса и чихнула. Без передышки чихали и Герцогиня, и младенец. Спев младенцу колыбельную, Герцогиня вдруг швырнула его на руки Алисе. Посмотрев на малыша, Алиса очень удивилась – его руки и ноги торчали в разные стороны, глаза были слишком маленькие, а вздернутый нос был очень похож на пятачок поросенка. Алиса вынесла его из дома и опустила на землю; поросенок потрусил прочь.

 

6. Танго.  

Нарисуйте, пожалуйста, прекрасный сад с яркими цветами и фонтанами. У входа Алиса видит куст с белыми розами, которые три садовника красят в красный цвет. Вдруг Алиса слышит возглас:

– Королева!

Сначала гордо выступают солдаты, придворные, королевские дети, гости. Червонный валет несет на алой подушечке корону. Шествие замыкают король и королева.

Все, кроме Алисы, бросились ниц, она одна осталась стоять, и все удивленно уставились на нее. Королева даже приказала отрубить ей голову, но… отвлеклась на игру в крокет.

Никогда Алиса не видела такой странной игры; шарами служили ежи, молотками – фламинго; в качестве ворот выступали солдаты, вставшие на мостик. Игроки постоянно ссорились, дрались, падали и вскакивали; ежи разбегались. Королева то и дело приказывала казнить то одного, то другого. Вокруг царила путаница и суматоха…

 

7. Кан-Кан.

Покинув поле для крокета, Алиса знакомится со странными персонажами. Вы знаете, как выглядит Грифон? Это мифическое существо с головой и крыльями орла и телом льва; нарисуйте, пожалуйста, его. Также изобразите лежащего на уступе скалы Черепаху Квази, который смотрит на Алису тоскливыми, полными слез глазами.

Несмотря на грустное настроение и рыдания, то и дело душившие его, Черепаха рассказал Алисе об их главном и очень оригинальном развлечении – танце с морскими омарами. В танце участвуют тюлени, медузы, лососи. Правила и фигуры танца очень сложны – надо меняться партнерами, швырять их в море, плыть за ними, кувыркаться и возвращаться обратно на берег… Алиса рада была, когда танец наконец закончился.

 

8. Траляля и Труляля. 

Вдруг Алиса услышала громогласный голос:

– Суд идет!

Вот она вошла в зал… Нарисуйте картину, которую она увидела: король и Королева сидели на троне, а вокруг толпились разные карты, птицы и зверюшки. Перед троном стоял Валет в цепях. На столе лежало блюдо с аппетитными кренделями. В стороне сидели 12 присяжных заседателей и записывали каждое слово на грифельных досках. Глашатаем выступал Белый кролик. Он трижды протрубил в трубу и прочитал обвинение, из которого следовало, что Валет украл семь кренделей.

Алису вызвали как свидетеля. На суде девочка ведет себя смело и отважно – она перечит самой Королеве, которая хочет казнить невиновного:

– Чепуха! Как такое в голову может прийти! И вообще – кому вы страшны? – говорит Алиса. Все карты поднимаются в воздух и летят девочке в лицо…

 

9. Алиса-королева.

… Алиса начала отбиваться от карт и тут… проснулась! Она лежала на берегу реки, головой у сестры на коленях.

– Алиса, милая! Как долго ты спала! – сказала сестра. И тут Алиса рассказала ей все, что ей приснилось. Нарисуйте двух девочек, беседующих на берегу, солнце на закате, а также вереницу персонажей из сна Алисы.

 

10. Дуэт Алисы и рыцаря.

Послушайте лирическую мечтательную музыку последнего номера и нарисуйте Алису – добрую, умную и храбрую девочку с большим сердцем, сочувствующим горестям и радующуюся радостям окружающих ее людей и сказочных героев. Изобразите мечты Алисы о счастье, будущей любви, которая ждет ее впереди. А также – ее воспоминания о детстве, о беззаботных летних деньках, которые она сохранит и пронесет через всю свою жизнь.

В тексте использованы иллюстрации Джона Тенниела из издания сказок, осуществленного при жизни писателя.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОМЕРА*:

1. ИНТРОДУКЦИЯ, ВЫХОД АЛИСЫ

2. БЕГ ПО КРУГУ

3. ГУСЕНИЦА

4. ЧАЕПИТИЕ

5РЕБЕНОК-ПОРОСЕНОК

6ТАНГО

7КАН-КАН

8-9ТРАЛЯЛЯ И ТРУЛЯЛЯ.

        АЛИСА-КОРОЛЕВА

10. ДУЭТ АЛИСЫ И РЫЦАРЯ

*Аудиозапись предоставлена Александром Розенблатом, сказку читает Александр Олешко

Дорогие ребята, мы ждем ваших рисунков!

Просим вас присылать рисунки преимущественно горизонтального формата, выполненные красками, в электронном виде по адресу ZANKOVA@MAIL.RUGNESINMETOD@YANDEX.RU, либо передать лично Занковой Анне Валентиновне, договорившись о встрече по телефону 8-903-181-71-57. Просьба делать и присылать качественные фотографии рисунков!

На работах не забудьте четко и разборчиво указать свое имя и фамилию, возраст, город, учебное заведение, преподавателя. Лучшие рисунки войдут в видеоряд по «Алисе в стране чудес», в буклет XI фестиваля «Январские вечера» и в DVD. Все авторы работ и их преподаватели будут названы в списке участников фестиваля в титрах DVD.

Ждем ваших работ до конца ноября 2016 года, надеемся на совместное творчество и интересный художественный результат. Успехов вам!