Конкурс рисунков
к литературно-музыкальной композиции
по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»
на музыку И.С. Баха и М. де Фальи

Дорогие ребята!

Согласно мудрой русской пословице, мы «готовим сани летом» и уже начали подготовку к конкурсу «Январские вечера». Приглашаем вас присоединиться к нам!
На открытии будущего юбилейного X детского фестиваля искусств «Январские вечера», который состоится в январе 2016 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, вы услышите и увидите литературно-музыкальную композицию по мотивам сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Надеемся, что вы ее знаете и любите. Приглашаем вас принять участие в конкурсе рисунков и нарисовать иллюстрации для видеоряда, который будет показан во время исполнения композиции. Возраст участников не ограничен. Главное – ваше желание, увлеченность, творческий настрой.

Авторам лучших работ будут вручены буклеты фестиваля с DVD-диском, созданным на материале детских рисунков.

Расскажем несколько слов об авторе сказки. Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве он любил слушать русские народные сказки, которые рассказывали сибирские крестьяне.

Во время обучения в Петербургском университете Ершов познакомился с А.С. Пушкиным, прочитал его сказки. Под впечатлением от них он задумал написать «Конька-Горбунка». Сказка девятнадцатилетнего автора была напечатана в 1834 году. А.С. Пушкин с большой похвалой отозвался о «Коньке-Горбунке» – он даже написал на полях рукописи: «Теперь этот род сочинений мне можно и оставить». Некоторые исследователи уверяют, что первые четыре строчки сказки написаны самим Пушкиным:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.

Надеемся все это увидеть на ваших рисунках – горы, леса, моря, село и старика…

… А Ершов, окончив университет, вернулся из Петербурга в Сибирь и прожил там всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Кроме «Конька-Горбунка», он написал еще несколько произведений, которые сейчас уже забыты. А «Конек-Горбунок», появившийся более 180 лет назад, по-прежнему остается нашей любимой сказкой – ведь каждый из нас когда-то мечтал взлететь над землей и полететь навстречу чудесному будущему…

Теперь расскажем о музыкальных произведениях, которые будут сопровождать сказку и помогут вам нарисовать иллюстрации.
Атмосферу сказки поможет создать музыка И.С. Баха и М. де Фальи. Она поможет нам погрузиться в цепь удивительных событий, приключений и испытаний, благодаря которым простой деревенский парень Иван становится царем.
Вы услышите старинные танцы из Оркестровых сюит № 1 и № 2, несколько частей из Бранденбургских концертов Баха. Они помогут вам изобразить разных персонажей сказки – Ивана, его отца и братьев, кобылицу, конька-горбунка, царя и его свиту.
Музыка де Фальи будет характеризовать волшебные образы жар-птицы и царь-девицы. В приложенных к этому заданию музыкальных номерах вы услышите части из цикла «7 испанских народных песен» в исполнении певицы. На открытии же фестиваля эти пьесы прозвучат по-новому, в оркестровом воплощении. Пьесы де Фальи инструментованы специально для исполнения оркестром «Гнесинские виртуозы». Переложения сделаны художественным руководителем фестиваля и дирижером оркестра Михаилом Сергеевичем Хохловым.
1. Итак, приглашаем вас в воображаемый мир, где лошади будут летать и разговаривать человеческим языком…
Сначала прослушайте, пожалуйста, Увертюру из Оркестровой сюиты № 1 И.С. Баха – ее музыка будет обрамлять композицию, звучать в начале и в конце сказки. Послушав медленный первый раздел, нарисуйте крестьянскую семью – старика и трех его взрослых сыновей. Они считают Ивана дураком, но, как говорится, поживем – увидим…
Изобразите их избу и поле, в котором они сеют и взращивают пшеницу. 
Нарисуйте таинственные следы в поле, вытоптанные посевы, стог сена, под которым проспал всю ночь старший брат, когда он вышел сторожить поле. Изобразите среднего брата, с вилами и топором бродящего ночью дозором.
Главный герой сказки – младший брат Иван. Он простодушен, добр и удачлив, все в его жизни складывается так, как он хочет, хоть кажется, что и без его особых усилий. Для видео нам понадобятся изображения Ивана, лежащего на печи, а также – сидящего ночью под кустом в ожидании непрошенного гостя, топчущего поле.

2. Послушав 2 часть Бранденбургского концерта № 3 И.С. Баха, изобразите белую лошадь-кобылицу с золотой гривой, стрелою скачущую ночью по полю; нарисуйте, как младший брат вскочил к кобылице на хребет задом наперед и мчится по горам и лесам, держась за ее хвост.

Изобразите балаган – шалаш, сарай, в который Иван отвел кобылицу и где она родила трех жеребят.

Нарисуйте двух вороных (черных) золотогривых коней с алмазными копытами.

3. Послушайте Бурре 1 из Оркестровой сюиты № 1 Баха. Эта музыка поможет вам нарисовать портреты маленького конька с двумя горбами на спине и огромными ушами. Хоть он кажется невзрачным и даже уродливым, именно он станет наиболее драгоценным подарком для Ивана и изменит судьбу младшего брата. Конек становится лучшим другом и советчиком Ивана, он неизменно помогает Ивану в сложных ситуациях – о таком товарище мечтает каждый! Мелодия Бурре будет сопровождать конька в этой музыкальной сказке.

4. Прослушивание Бурре II из Оркестровой сюиты № 1 Баха поможет вам изобразить сцену, в которой отец и братья смеются над Иваном, который рассказывает им небылицы – о том как якобы сам черт сбивал пшеницу хвостом, а потом умолял вскочившего ему на шею Ивана отпустить его, обещал дальше жить смирно. Прислушайтесь – в музыке вы услышите хохот!

5. События сказки причудливым образом легко и быстро переносят нас из деревни во дворец, где мы знакомимся с царем. Оказывается, что царь, хоть и наделен властью, но мало что может сам; хоть и окружен толпой слуг, но будет нуждаться для выполнения своих поручений именно в Иване. Ждем от вас рисунков царя в разных видах – зевающего и потягивающегося, пьющего квас и наряжающегося; а также выбирающего коня на рынке в конном ряду. В портретах царя подчеркните смешные, комичные черты, его капризность и взбалмошность. Нарисовать царя и его свиту вам поможет прослушивание Трио из Pollaca Бранденбургского концерта И.С. Баха № 1.

6. А музыка Форланы из Оркестровой сюиты № 1 поможет вам нарисовать, как царь восхищается двумя конями Ивана, покупает их у Ивана за несколько шапок серебра, а когда кони вырываются и возвращаются к Ивану – царь предлагает ему стать управляющим царской конюшней. Сделайте рисунки Ивана, служащего в царском дворце – довольного, нарядного, в красном кафтане и в золоте. Также нарисуйте царскую конюшню.

7. Следующего персонажа сказки вам поможет нарисовать прослушивание Гавота II из Оркестровой сюиты № 1 Баха. Сделайте портрет спальника – личного царского слуги, который завидует Ивану, втихаря по ночам следит за ним, прячась в стойле обсыпавшись овсом. Нарисуйте, как он видит в руках Ивана перо жар-птицы, крадет его у Ивана, когда тот заснул, и бежит к царю с доносом.

8. Теперь послушайте «Астуриану» из цикла «7 испанских песен» М. де Фальи. Эта музыка поможет вам нарисовать волшебный образ жар-птицы. Сначала нарисуйте ее сияющее перо – эта находка Ивана предвещает дальнейшие чудеса и приключения. Также изобразите лесную поляну с цветами несказанной красоты, на поляне – серебряную гору, на которую ночью прилетают жар-птицы. Нарисуйте их сверкающую стаю; сделайте рисунок жар-птицы, клюющей пшено. Нарисуйте момент, когда Иван поймал жар-птицу за хвост, а также – как верхом на коньке отвез перо царю.

Нарисуйте, как царь держит в руках золотое перо и приказывает Ивану достать саму жар-птицу, угрожает, что иначе он посадит его на кол!

9. Прослушивание Менуэта из Оркестровой сюиты № 2 поможет вам изобразить плачущего Ивана, который бредет на сеновал и делится с коньком своей печалью, беседует с ним по душам, обнимает своего верного друга за шею.

10. Послушайте Пасспье I из Оркестровой сюиты № 1 и нарисуйте, как Иван стремительно скачет на коньке-горбунке по лесам, полям, долинам и по небу. Постарайтесь передать ощущение волшебного полета, который приближает Ивана к заветной цели.

11. Музыка Менуэтов I и II из Оркестровой сюиты № 1 поможет вам нарисовать царя, восхищающегося жар-птицей. Изобразите, как царь хвалит Ивана, который привез ему жар-птицу, нарисуйте спальника, который искоса смотрит и завидует Ивану.

12. Теперь послушайте «Поло» из «Семи испанских народных песен» де Фальи. Эта неспокойная музыка символизирует тревогу, опасность, грозящую царю, который в конце сказки поплатится за свое упрямство и глупость.
…Для начала нарисуйте сидящих вечером на царской кухне поваров и слуг, рассказывающих друг другу сказки. В одной из сказок как раз говорится о прекрасной и загадочной царь-девице. Услышав о ней, царь снова теряет покой и сон – так хочет он ее увидеть рядом с собой. В нетерпении он дает новое задание Ивану – во что бы то ни было привезти ему царь-девицу. Слуги собирают Ивана в дорогу, а царь желает ему счастливого пути.

13. «Мавританская шаль» из «7 испанских песен» де Фальи поможет вам нарисовать сцену, как Иван поймал царь-девицу. Изобразите шитый золотом шатер, внутри него – нарядные полотенца, на них – обеденные приборы с заморскими явствами. Все это понадобилось Ивану, чтобы заманить царь-девицу.

Изобразите сцену, как царь-девица подплывает к берегу на золотой шлюпке, гребя серебряным веслом, а также как она входит в шатер, играет на гуслях и поет песни. Нарисуйте, как Иван хватает царь-девицу за косу и везет к царю.

Проиллюстрируйте эпизод, в котором царь любуется царь-девицей, предлагает ей пойти с ним под венец и быть царицей. Она ставит ему условие: сначала царь должен похорошеть. Для этого ему надо искупаться в трех котлах. Один из них – со студеной водой, другой – с кипятком, третий – с молоком. Конечно, испугавшись этих испытаний, царь сначала посылает на их выполнение Ивана.

14. Послушайте Анданте из Бранденбургского концерта № 2 Баха и нарисуйте горюющего Ивана, как всегда искренно рассказывающего о беде своему другу коньку, советующегося с ним. Изобразите три больших котла с кострами под ними, царскую челядь, хлопочущих слуг, толпу любопытствующих вокруг…

15. Еще раз послушайте, пожалуйста, Бурре I из Оркестровой сюиты № 1 Баха и нарисуйте, как конек-горбунок снова помогает Ивану и спасает его – сначала он машет хвостом, потом макает морду в котлы и прыскает брызгами на Ивана, громко свистит. Запечатлейте момент, как Иван ныряет в котлы один за другим. Нарисуйте портрет Ивана, который стал писаным красавцем после купания в котлах.

Нарисуйте, как царь прыгнул в кипящий котел… и сварился там. Вот видите, ради своих прихотей он не раз посылал Ивана на верную смерть — и в итоге сам поплатился за это.

16. В конце сказки нарисуйте свадьбу Ивана с царь-девицей, радостно приветствующий нового царя народ, пир горой. Для этого еще раз послушайте Увертюру из Оркестровой сюиты № 1 И.С. Баха; теперь обратите внимание прежде всего на ее второй, быстрый раздел.


Музыкальные номера:

1. 16. И.С. БАХ. УВЕРТЮРА ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 1
2. И.С. БАХ. 2 ЧАСТЬ БРАНДЕНБУРГСКОГО КОНЦЕРТА № 3
3. 15. И.С. БАХ. БУРРЕ 1 ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 1
4. И.С. БАХ. БУРРЕ II ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 1
5. И.С. БАХ. ТРИО ИЗ POLLACA БРАНДЕНБУРГСКОГО КОНЦЕРТА № 1
6. И.С. БАХ. ФОРЛАНА ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 1
7. И.С. БАХ. ГАВОТ II ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 1
8. М. ДЕ ФАЛЬЯ. «АСТУРИАНА» ИЗ ЦИКЛА «7 ИСПАНСКИХ ПЕСЕН»
9. И.С. БАХ. МЕНУЭТ ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 2
10. И.С. БАХ. ПАССПЬЕ I ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 1
11. И.С. БАХ. МЕНУЭТЫ I И II ИЗ ОРКЕСТРОВОЙ СЮИТЫ № 1
12. М. ДЕ ФАЛЬЯ. «ПОЛО» ИЗ «СЕМИ ИСПАНСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»
13. М. ДЕ ФАЛЬЯ. «МАВРИТАНСКАЯ ШАЛЬ» ИЗ «7 ИСПАНСКИХ ПЕСЕН»
14. И.С. БАХ. АНДАНТЕ ИЗ БРАНДЕНБУРГСКОГО КОНЦЕРТА № 2

Вот и закончилась удивительная история, в которой Иван, над которым смеялись родные братья с отцом, оказывается готовым к неожиданным поворотам судьбы, умеет «ухватить удачу за хвост» и, говоря современным языком, использует все данные ему шансы. А те, кто считает его дураком, сами в итоге остаются в дураках. Друг, именем которого названа сказка, легко помогает Ивану выдержать все испытания. Верхом на коньке Иван может взлететь в небо, справиться с невозможным, преодолеть любые преграды!

Желаем вам, чтобы и ваши мечты сбылись, чтобы вы нашли верных друзей, чтобы удача всегда была на вашей стороне! Чтобы, двигаясь к своей цели, вы тоже почувствовали ощущение полета. А вашим «коньком» пусть станут талант, увлеченность и трудолюбие! И конечно, ждем ваших рисунков.

Просим вас присылать рисунки преимущественно горизонтального формата, выполненные красками, в электронном виде по адресу ZANKOVA@MAIL.RUGNESINMETOD@YANDEX.RU, либо передать лично Занковой Анне Валентиновне, договорившись о встрече по телефону 8-903-1817157. Просьба делать и присылать качественные фотографии рисунков!

На работах не забудьте четко и разборчиво указать свое имя и фамилию, возраст, город, учебное заведение, преподавателя. Лучшие рисунки войдут в видеоряд по «Коньку-горбунку», в буклет X фестиваля «Январские вечера» и в DVD. Все авторы работ и их преподаватели будут названы в списке участников фестиваля в титрах DVD.

Ждем ваших работ до конца ноября 2015 года, надеемся на совместное творчество и интересный художественный результат. Успехов вам!

Материал подготовили М. Хохлов, А. Занкова